18.06.2024 13:46
Автор серии графических портретов участников СВО – проекта "Уголь Донбасса" художник Сергей Марченко ответил на вопросы о своем творчестве, мотивации, конфликте на Украине и перспективах примирения.
- Сергей Иванович, Вы некоторое время жили и работали во Франции. Проект "Уголь Донбасса" закрывает для Вас как для художника дорогу на Запад?
- Таких рамок художник себе не ставит. Он считает, что везде может проникнуть, даже не будучи там. В Гаване я не был, но изобразил "Окна Гаваны" и считаю, что побывал. Когда думаешь о творчестве, не всегда думаешь о политике. Когда я обратился к проекту "Уголь Донбасса", мне была интересна именно природа героизма людей, то, почему они здесь. Это огромная ответственность, и вот эти люди ее на себя берут. У меня внутри все клокотало, был такой информационный фон... Какие-то споры бывают с кем-то, кого давно знаешь, с кем учился, вдруг тебя их слова ошарашивают. Думаешь, как бы ответить, и получается, что искусство позволяет быть этим ответам. Когда слова не так весомы, то изобразительное искусство может заменить эти слова, сделать их еще сильнее.
- Ваше творчество представляется развитием русской реалистической художественной традиции. Вам не кажется, что герои "Угля Донбасса" и Вы в своем творчестве защищаете одно и то же – нашу страну и ее культуру? Соотносите ли Вы себя в этом плане со своими героями?
- Возможно. Опять же, некоторые вещи ты делаешь не задумываясь. Это не какой-то лозунг, это твое внутреннее состояние. Если оно тебе близко, если ты это через себя пропускаешь, то оно органично выходит из-под кисти, из-под угля в графике. Получается, что первично все-таки внутреннее состояние, отношение к традициям. Сколько разговоров было, почему ты не перейдешь к тому-то и тому-то. Я говорю: я еще в этом не раскрылся до конца, мне это все очень интересно. Знаете, художник-бунтарь – нет, это показное что-то. Надо просто нести светлое, доброе, честное, чистое, красивое. Если ты на это нацелен, говорю без пафоса, это все органично из тебя исходит.
- Донбасс – неисчерпаемая тема. Вы выбрали именно портреты, человеческое измерение происходящей трагедии. Как вы считаете, возможно ли в будущем примирение между людьми в России и на Украине?
- К сожалению, это может быть далекой перспективой. Ведь мы чем дольше воюем, тем больше получается кровных вещей. Как человек будет с другим обниматься, когда у него на кладбище лежит или брат, или сын, или муж? Это надо пережить. То, что с нами сделали, это огромная трагедия. Но если вспомнить Гражданскую войну начала [прошлого] века, в итоге смогли. Но сколько времени прошло. Сколько трагедий нужно было пережить - кому-то за границей, кому-то внутри, кому-то вообще в лагерях. Все это очень длительный тяжелейший процесс.
К сожалению, нас вынудили взять в руки оружие, потому что тихой сапой, потихонечку могли к горлу подобраться. А потом ты уже ничего не сделаешь. Просто вынудили в какой-то момент взять и ответить, сказать: хватит, дальше так не пойдет, хватит обстреливать Донбасс, мирных жителей, вы начали эту войну еще тогда, в 2014 году, а идеологическую гораздо раньше. Я ездил [на Украину] каждый год, я видел, как меняется там сознание людей. Главное для меня разочарование 2014 года в том, как легко, оказывается, манипулировать массами.
В этом проекте ["Уголь Донбасса"] мне, конечно, интересны люди в первую очередь. Ведь такие типажи я видел как раз на Днепропетровщине, на родине отца. Мне это близко – Донбасс, Донецк, это все я проезжал. Я как будто с ними знаком, я знаю, какую он сигарету или папиросу курит. Почему портреты? Потому что если делать такое дело, то делать его хорошо и качественно. А я знал на протяжении долгой профессиональной деятельности, что портрет – это моя сильная сторона. Мне все интересно – и пейзаж, и натюрморт, но портрет получается… И мои коллеги отмечают, что да, получается психологический портрет, внутренний мир передается. Я хотел познакомить нас, жителей тыла, с людьми, с военными, которые не скрывают свое лицо, не представляют собой просто военнослужащих. Это конкретные личности, конкретные судьбы. Мне интересно их отношение. Я хотел приблизить их, показать, что это не где-то там, а вот они, вот эти герои.